-A A +A
Русский Chinese (Simplified) English German Беларуская

В Гомеле рассказали, как отличить жертву насилия

30 Октября 2025 15:01

В какой семье воспитывается идеальная «жертва»?

– Как правило, это дисфункциональная семья. Особенности дисфункции могут быть разными. Если в семье воспитывают через насилие, например, эмоциональное отвержение (игнорирование) в случае нежелательного поведения или эмоциональный шантаж («Не делай так, маме/бабушке станет плохо»), тогда на поведение или действие ради своего блага накладывается запрет, главенствует благо другого человека, повторенное многократно. Сюда же относится шантаж финансовой зависимостью: «Если сделаешь так, выгоню из дома», «Пойдешь на панель» и прочее. 

Когда есть откровенное физическое насилие, ребёнок изо всех сил старается быть хорошим, покладистым, чтобы не вызвать раздражение агрессора или просто не попасть на глаза. В каком-то смысле избиения, изоляция, лишение контакта становятся нормой наказания для ребенка в такой семье, особенно когда в поле зрения нет примеров нормальных семей.  Внутри растет ненависть к агрессору и крепнет желание уйти из подобной семьи, что и происходит, как только это становится возможным. Но внутри жертвы не сформированы опоры на себя, взрослая ответственность, нет самостоятельной свободы выбора и принятия решений. Действия жертвы как правило импульсивны, а линия поведения основывается на одобрении или неодобрении более взрослого и сильного человека, родителя. Поэтому, вырвавшись из семьи, жертва снова попадает в зависимые отношения и живет по прежнему стереотипу. 

Не только откровенное насилие в семье воспитывает психологию жертвы. Родительская гиперопека так же не позволяет ребенку сформировать здоровые внутренние опоры. У такого ребенка даже во взрослом возрасте присутствуют незрелость, инфантилизм, который часто проявляется во внешности, в манере говорить, одеваться, поведенческой покорности, стремлении быть хорошим для другого удобным.  Во взрослой жизни у таких людей есть желание прикрепиться к другому сильному «родителю». Именно поэтому абъюзеры, насильники часто оказываются намного старше своих жертв. У детей из подобных семей присутствует страх отвержения, бессознательно граничащий со страхом смерти. Маленький ребенок не способен выжить самостоятельно, и ему нужно всеми способами зацепиться за родителя, агрессора, потому что отвержение подобно смерти.

 Нарциссическая семья, в особенности нарциссическая мать, тоже воспитывают идеальную жертву. Ребёнок часто становится нарциссическим расширением – продолжением идеального семейного фасада и реализатором недостигнутых успехов. При этом настоящие чувства ребёнка игнорируются. В нём с детства крепнет понимание: ты наш, мы принимаем тебя, когда ты успешен, когда есть достижения. И вот у такого ребенка уже нет права на слабость, ошибку, боль. Любые свои чувства он вытесняет, терпит неудобства ради идиллической семейной картинки. В последствии он будет терпеть боль и унижения от внешнего агрессора, боясь рассказать родителям, тем самым показав собственную несостоятельность и разрушив концепцию хорошей семьи. То есть у жертвы формируются качества: молчать, терпеть, быть удобным, быть хорошим для значимого взрослого или впоследствии аргессора. 

 

Почему молчит ребенок, подвергающийся насилию?

– Насильником может выступать близкий человек. Родителей, братьев, других близких родственников или эталонных взрослых (тренер, учитель) любят по определению, безусловно. Их негативные действия не вступают в противоречие с родственной или восторженной любовью жертвы, а наоборот, скрепляются с ней, любовь как бы оправдывает, нивелирует их действия в представлении ребенка. Чем насильники часто и пользуются. Появляется страх разочаровать насильника, особенно, если это тренер, учитель, эталонный взрослый. Немножко потерпев, можно рассчитывать на некую связь, объединяющую тему, иллюзорную близость.

Кроме того, часто насилие сопряжено с сексуализированными действиями. При этом ребёнок испытывает сильнейшие чувства – одновременно возбуждение, страх и отвращение. Они скрепляются. Возбуждение в маленьком возрасте, как правило, не имеет полноценной реализации, но внутренне требует разрядки. Поэтому ребёнок, испытывая одновременно негативные эмоции всё же стремится к разрядке, то есть повторению подобного опыта. Это становится основой для шантажа насильника: «Ты сам пришёл, ты сам хотел, это наша тайна».

 

Почему родители часто молчат, узнав наверняка или догадываясь о происходящем насилии с ребёнком? 

– Семья – это система, где у каждого прописана и закреплена своя роль, поведенческая линия, функция относительно других членов семьи. Кроме того, семейная система включена в другие социальные группы и связана многими социальными ролями – профессиональными, финансовыми, родственными. Если широкой общественности и правовой системе станет известно о фактах насилия, одномоментно рухнут все социальные роли – профессиональная, у каждого члена семьи, подвергнутся критике базовые роли матери или отца, исчезнет фасад идеальной семьи. К этому надо быть готовым и для этого нужно иметь огромное мужество и честность перед ребёнком и собой, ведь потребуется работа по переосмыслению своих ценностей, представлений о жизни, воспитательных подходов. К пристальному общественному интересу с осуждением, сменой всех ролей, а часто и места жительства мало кто готов. Проще «уладить» всё внутри семьи, или замолчать факты, или даже настолько быть не готовым к признанию реальности, что отказываться верить словам ребёнка, не замечать фактов, отрицая и вытесняя плохое, неудобное.

 

Какими чертами обладает жертва насилия?

– Это «удобный» ребёнок, стремящийся удовлетворить своего взрослого. У него не сформировано чувство базовой безопасности, нет уверенности в себе и своей позиции. Он гибко подстраивается под запрос значимого взрослого, к этому его подталкивает страх отвержения, запечатлённый в раннем детстве. Инфантилизм: ребёнок не готов нести за себя ответственность, склонен перекладывать эту ответственность на взрослого, сильного. Развитое воображение, фантазирование, магическое мышление: «Я смогу его изменить, со мной все будет по-другому». Вера в идеальный мир обещаний, идиллическую картинку.

Нет, не любой ребенок может стать жертвой, только тот, у кого в семейной системе надежно сформированы эти черты. 

 

Читать полностью: https://newsgomel.by/news/society/v-gomele-rasskazali-kak-otlichit-zhertvu-nasiliya_203689.html?sphrase_id=213679
newsgomel.by

 

 

Адрес

Республика Беларусь
г.Гомель, ул.Кирова, 14, 246050
Время работы:
Пн-Чт: 08.00-16.42
      Пт: 08.00-15.42
Сб-Вс: выходной
 Обед: 12:00-12:30

 

Контакты

Звоните нам по +375 (232) 34-20-12

Пишите нам